«Качество контроля —
в основе безопасности»

Статья в журнале "Промышленные страницы Сибири"

Город «растет» в верх – многоэтажки наращивают высотность и на вертикальном транспорте горожане ездят чаще чем на самолетах и автомашинах. В лифте нет пьяных водителей и ошибающихся пилотов , но и самым безопасным транспортом он не считается. Большое количество лифтов эксплуатируются с нарушениями требований промышленной безопасности. Причина банальна: темпы замены лифтового парка не успевают за его старением + низкая квалификация обслуживающего персонала и вандализм охочих до цветного металла граждан.

В России из-за неисправности лифтов калечатся и даже погибают 12–15 человек ежегодно. В Красноярске несчастный случай с тяжелыми последствиями был зарегистрирован в 2003 году.

Подъемные машины часто выходят из строя и в новостройках. Инвесторы, генподрядчики и строительные организации как правило используют наиболее дешевую лифтовую технику. Практика предварительного декларирования конечному потребителю категории подъемного оборудования, за очень незначительным исключением, отсутствует. Объясняется это как незнанием того, что лифты, как и автомобили, бывают различной степени комплектации и удобства, так и нежеланием строительных компаний пускать посторонних в святая-святых своей «кухни»- формирования себестоимости строительства. И пока спрос на недвижимость превышает предложение, сложившаяся ситуация вряд ли изменится.

Срок «первой» жизни домашней маршрутки-25 лет .Свыше 1000 красноярских лифтов уже отработали свою законную четверть века. Еще «в строю» и «шестидесятники»-лифты 60-х годов выпуска,на многие из них уже и детали не выпускают.Между тем, замена одной единицы подъемника обходится в миллион двести тысяч рублей. В тарифах на услуги ЖКХ есть строка отчислений на капитальный ремонт зданий. Но нередко из этой строки управляющие компании черпают средства на иные цели.

До 2010 года в Красноярске заменят лифты жилых домов, неисправные и выработавшие свой ресурс. Соответствующая городская целевая программа развития лифтового хозяйства города продлена до 2010 года включительно. За это время предполагается заменить 476 лифтов, провести модернизацию и установку различных систем безопасности.

На 2007 год для этого предусмотрены средства в размере 34 млн. 313 тыс. рублей. За период 2008 – 2010 года предполагается освоить еще 494 млн. рублей.

О проблемах лифтовиков, нормах эксплуатации и диагностики ,о том кто должен платить за капитальный ремонт лифтов и этична ли вообще тема ремонта если речь идет о безопасности людей –об этом свое мнение высказывают участники нашего «Круглого стола».

 

Оригинальный способ борьбы с вандалами изобрели в Ульяновске. Местным жителям надоело, что тормозные катушки исчезают из лифтов со скоростью света - в них содержится по 5 кг меди. Часть подъемников не работает из-за кражи вызывных аппаратов, а нередко кабина просто не может тронуться с места - кнопки вызова сожжены. Сотрудники городского предприятия "Лифтремонт" нашли необычный выход из положения. В качестве кнопок они решили использовать пивные пробки, мотивировав это тем, что на них-то уж точно вандалы не посягнут. Местная пивоваренная компания уже предоставила целую партию бракованных пробок для этих целей.

По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в 2006г. 24% лифтов в России отработали свой нормативный срок, т.е. небезопасным является каждый 4 лифт.

При этом уровень смертельного травматизма при эксплуатации лифтов за 9 месяцев 2006 года снизился по сравнению с тем же периодом Основными причинами аварий являются: неудовлетворительная организация работ при обслуживании и ремонте лифтов, нарушение производственных инструкций обслуживающим персоналом, низкая квалификация обслуживающего персонала, неисправность электрических блокировок и автоматических замков дверей шахт.