«Качество контроля —
в основе безопасности»

Лифтинформ №6 от 2009

Нужен ли сегодня лифтер

НУЖЕН ЛИ СЕГОДНЯ ЛИФТЕР
С. В. Метцгер, эксперт СЗПБ, член наблюдательного Совета Некоммерческой ассоциации СРО «РУСЬЭКСПЕРТЛИФТ», генеральный директор ООО «ИНЖСЕРВИС»

В наше время бурного развития информационных и коммуникационных технологий система технического обслуживания лифтов, а именно обслуживание лифтов лифтерами, претерпевает значительные изменения. Очень часто эти изменения направлены в сторону уменьшения себестоимости услуг по техническому обслуживанию лифтов, а иногда и в сторону извлечения дополнительной прибыли без учета возможного ухудшения безопасной эксплуатации лифтов. Речь идет о сокращении численности лифтеров и, как следствие, высвобождении помещений для лифтеров.
Необдуманное сокращение численности лифтеров стало возможно благодаря тому, что документы, регламентирующие технические осмотры лифтов позволили возложить ежесменные осмотры лифтов на электромехаников (п. 12.16 ПУБЭЯ 1992 г.). В развитии этого пункта для удобства работы электромехаников диспетчеризированные лифты разрешили осматривать не раз в сутки, а раз в месяц, то есть совмещать осмотры с ежемесячным текущим ремонтом (п.3.4 Положения о Г1ПР лифтов — 1998г.).

Другими словами, разработчики «Положения о ППР лифтов» сделали однозначный вывод о том, что система диспетчеризации лифтов, выполненная в соответствии с требованиями ПУБЭЛ, справится с обязанностями осмотров лифтов лучше, чем лифтер. Электромеханик при такой системе может осматривать лифты один раз в месяц. Экспертная организация ООО «ИНЖСЕРВИС» совместно с экспертной организацией ООО ИПФ «Сиблифтсервис» решили проанализировать данный факт с точки зрения требований промышленной безопасности, учитывая все плюсы и минусы диспетчерского контроля, в сравнении с визуальным контролем. Для этого сначала мы должны определить цель диспетчерского контроля (далее ДК).

Считаем, что цели ДК следующие:

1. Отображение информации о контактах безопасности, о состоянии лифта в оперативном режиме.
2. Регистрация и протоколирование (запись) состояний лифта.
3. Возможность дистанционного отключения лифтов в экстренных ситуациях.
4. Возможность проведения осмотров лифтов с иной (согласованной с Ростехнадзором) цикличностью.

При этом, цель п.4 является основополагающей, о чем упоминалось выше.

Теперь давайте рассмотрим реализацию этих возможностей на практике.

Пункт 1. Плюсы: круглосуточное слежение за контактами безопасности и некоторыми узлами лифта.
Минусы: неполное отображение информации о состоянии лифта (целостность плафона, целостность купе кабины, наличие доступа к оголенным проводам под напряжением, точность остановки, работоспособность реверса дверей кабины, наличие основного и аварийного освещения, состояние дверных замков дверей шахты (далее ДШ), целостность дверного полотна машинного помещения, ДШ, целостность кнопок вызывного и приказного постов, работоспособность кнопок вызова и приказов; наличие посторонних шумов и вибраций при работе лифта, целостность обрамлений дверей шахты, дверей кабин, целостность порогов).

Пункт 2. Плюсы ДК: при наличии персонального компьютера - непрерывная запись информации о работе лифта, достоверность записи информации о работе лифта, возможность получить информацию о работе лифта за прошедшие периоды, возможность контроля выполнения и качества работ по обслуживанию лифтов.
Минусы: отсутствуют.

Пункт 3. Плюсы: при чрезвычайном положении возможность мгновенно отключить лифты от сети.
Минусы: возможность дистанционно включать лифты в нарушении п. 13.5 ПБ 10-558-03 — данная функция заложена в некоторые системы ДК разработчиками этих систем.

Пункт 4. Плюсы:
1) Сокращение затрат на техническое обслуживание лифтов,
2) В некоторых случаях (в зависимости от периодичности и норм осмотра) увеличение времени на осмотр каждого лифта.
Минусы: такие же как в п. 1.
Рассмотрев четыре пункта, можно сделать вывод о неоднозначности преимущества диспетчерского контроля в сравнении с ежесменными осмотрами лифтов лифтерами, т. с по некоторым позициям у диспетчерского контроля в сравнении с лифтерами есть серьезные недостатки.
Но если даже предположить, что диспетчерский контроль «выигрывает у человека», то данное предположение не есть следствие того, что лифтеры не нужны, и все их обязанности могут быть возложены на электромехаников. Ведь, помимо ежесменных осмотров лифтов, на лифтеров возложены еще и другие обязанности. Ежесменные осмотры лишь часть обслуживания лифта лифтерами (п. 12.2.1. ПБ 10-558-03). Так почему экспертные организации выявляют факты полного 100%-го сокращения численности лифтеров в некоторых специализированных по лифтам организациях? Руководители таких организаций утверждают, что все обязанности лифтера по техническому обслуживанию лифтов в их предприятиях возложены на операторов и электромехаников, что не противоречит требованиям п.12.3 ПУБЭЛ 1992г. Если согласиться со стремлением таких специализированных по лифтам организаций реализовать цикличность осмотров лифтов один раз в месяц и возложить функции по обслуживанию лифта на электромехаников, то возможные минусы такого обслуживания с точки зрения экспертных организаций очевидны.

Рассмотрим схемы возможных вариантов обслуживания лифтов как с диспетчерским контролем, так и без него (схемы № 1, 2, 3). То, что пытаются реализовать и реализуется некоторыми специализированными по лифтам организациями. Приведено в схеме №4. Мри этом непонятно, кто должен выполнять ли функции.
Если система технического обслуживания и осмотра лифтов, указанная в схеме №4, будет реализована, то, по нашему мнению, само существование действующей системы технического обслуживания лифтов ставится под сомнение. Ведь при существующей загрузке у электромехаников (25-40 лифтов) они физически не в состоянии проводить ежесменные технические осмотры лифтов. Принятие данной схемы №4 однозначно ухудшает безопасную эксплуатацию лифтов.
Зачастую монтажные и специализированные но лифтам организации, фирмы, монтирующие и обслуживающие оборудование ДК, недопонимают, что есть ДК?

Попробуем разобраться в этом, согласно разделу 13 ПБ 10-558-03.

1.  Двусторонняя переговорная связь по п.6.3.16 П Б 10-558-03 — то же самое, что и ДК.
2. Диспетчеризация лифтов в соответствии с разделом 13 является обязательной и без неё лифт в работу принят быть не может. (Данное мнение является следствием причины, указанной в 11.1).
3. Установка на лифт приборов безопасности, входящих в состав оборудования ДК, является диспетчеризацией этих лифтов.
4. Лифт, оборудованный системой ДК. которая не в полной мере соответствует требованиям раздела 13 ПБ 10-558-03 или не выполняет все функции, перечисленные в разделе 13, считается полностью диспетчеризированным.
5. Необходима установка приборов безопасности на лифты, станции управления которых обеспечивают данные функции.

По нашему мнению, системой ДК является лишь то система, которая соответствует требованиям раздела 13 Г1Б 10-558-03, которая проверена и принята в эксплуатацию должным образом. в соответствии с требованиями Г1Б 10-558-03 и эксплуатационной документацией изготовителя, то есть в соответствии с п. п.9.2. 13.4. ПБ 10-558-03 оборудование ДК. вновь установленное на лифт, должно быть проверено (подвергнуться техническому диагностированию) силами экспертных организаций на соответствие требованиям п.13.6 ПБ 10-558-03. По итогу данной проверки должен быть выдан соответствующий Акт. После данной проверки оборудования ДК. установленного на каждом лифте в отдельности, система. либо составная часть системы ДК. включающая несколько лифтов, и вновь подключенная, либо подключенная уже к существующему диспетчерскому пункту. должна быть принята в эксплуатацию комиссией с участием инспектора Ростехнадзора. Комиссии в этом случае предоставляются Акты технического диагностирования (проверки) оборудования ДК на каждый лифт, входящий в принимаемую систему, либо составную часть системы ДК. Мри этом пол составной частью системы ДК следует понимать то количество лифтов, которое подключается уже к существующему диспетчерскому пункту.
Только после приемки системы, либо составной части системы ДК. эксплуатирующая организация может обратиться в орган Ростехнадзора с просьбой об изменении цикличности осмотра лифтов в соответствии с п. 12.2.1. МБ 10-558-03.
При этом в случае положительного решения об изменении цикличности осмотров лифтов орган Ростехнадзора должен выдавать решение не на организацию н целом, а на диспетчерский пункт в отдельности с перечислением лифтов, подключенных к нему.

По нашему мнению, при установке ДК может допускаться цикличность осмотров лифтов не реже, чем один раз в четверо суток! При этом о 100%-ом сокращении лифтеров не может быть и речи, а уж тем более и о сокращении помещений для лифтеров, которые часто являются приобьектовыми ремонтными помещениями.
При цикличности осмотров лифтов лифтерами один раз в четверо суток качество технических осмотров должно улучшиться по сравнению с ежесменными, так как время на осмотр лифтов увеличится (даже при условии увеличения нормы осмотра лифтерами до 2-х раз от существующей нормы количества осматриваемых лифтов) и осмотр из формального может стать реальным! Ко всему прочему, предлагаемая система технического обслуживания и осмотра лифтов лифтерами, в случае ее согласования с органами Ростехнадзора, не будет противоречить требованиям п. 12.2.1. МБ 10-558-03.

На основании вышеперечисленных аргументов можно сделать выводы:

1. Система ДК оказывает прямое воздействие на систему технического обслуживания лифтов.
2. Двусторонняя переговорная связь по п. 6.3.16 ПБ 10-558-03 и система ДК по разделу 13 МБ 10-558-03 — абсолютно разные вещи.
3. Лифт, использующий двустороннюю связь по п. 6.3.16 ПБ 10-558-03 с помощью системы ДК (Обь. КДК. ЕСКДЛ и т.п.). еще не считается диспетчеризированным.
4. Лифт в работу без системы ДК допускаться может, а без двухсторонней переговорной связи по п. 6.3.16 ПБ 10-558-03 - нет.
5. Приборы безопасности, входящие в состав ДК. не есть сама система ДК.
6. После монтажа оборудования диспетчерского контроля на лифт необходимо в соответствии с пп.9.2, 13.4
ПБ 10-558-03 провести техническое диагностирование этого оборудования, причем на каждом лифте и отдельности. По итогу данного диагностирования должен быть предоставлен Акт технического диагностирования оборудования ЛК. выданный специалистом экспертной организацией.
7. Утверждение в «Положении о системе ППР лифтов» п.3.4 о возможном ежемесячном осмотре диспетчеризированных лифтов, по нашему мнению, и согласно существующим реалиям, ошибочно и противоречит существующим требованиям п.12.2.1. ПБ 10-558-03, т.е. Осмотры любых лифтов должны выполняться в соответствии с положениями этого пункта.
8. Изменять цикличность осмотров лифтов при их диспетчеризации в соответствии с требованиями раздела 13 Г1Б 10-558-03 с периодичностью реже, чем один раз в четверо суток, нецелесообразно и приведет к ухудшению безопасной эксплуатации лифтов.
9. Необходимы «свежие» нормы обслуживания лифтов лифтерами, при этом если норма ежесуточного осмотра
при двусторонней переговорной связи по п.6.3.16 ПБ 10-558-03 составит (как на данный момент), к примеру, 22 лифта на одного лифтера, то при диспетчеризации лифтов, согласно разделу 13 ПБ 10-558-03. эта норма может быть увеличена до двух раз при периодичности осмотра один раз в четверо суток!
10. Органами Ростехнадзора решение об иной цикличности осмотров лифтов должно приниматься в соответствии с результатами приемки системы, либо составной части системы ДК в эксплуатацию с обязательным участием в комиссии государственного инспектора Ростехнадзора. В свою очередь, результат приемки системы, либо составной части системы ДК, в эксплуатацию должен основываться на выводах экспертных организаций по итогам технических диагностирований (проверок) оборудования системы ДК. установленного на каждый лифт в отдельности.

В связи с вышеизложенным любопытно узнать мнение эксплуатирующих и специализированных по лифтам организаций о том что:

1) Считать ли возможным специализированным по лифтам организациям, в случае диспетчеризации, делать осмотры лифтов один раз в месяц?
2) Возможна ли иная цикличность осмотра лифтов, если экспертной организацией было выяснено (о чем указывается в Акте технического диагностирования оборудования ДК) несоответствие диспетчеризации лифта разделу 13 ПУБЭЛ?
3) Как правильно получить разрешение Ростехнадзора на иную цикличность осмотра лифтов на предприятие в целом или на один диспетчерский пункт с перечислением лифтов, подключенных на этот пункт?

В заключении можно привести пример специализированной по лифтам организации, где проводятся осмотры ежесменно на лифтах, оборудованных ДК (Красноярский край. г. Шарыпово. ООО «Лифт*). При этом лифтеры ежесменно осуществляют влажную уборку полов кабин, ежемесячно моют МП, а уборка приямков осуществляется по мере необходимости, но не реже, чем один раз в месяц.

 

Схема обслуживания и осмотра лифтерами операторами лифтов, оборудованных двухсторонней переговорной связью по п. 63.3.16 ПУБЭЛ (ПБ 10-558-02). Вариант 1.

При этом необходимо:

Наличие помещений, оборудованных связью(телефонной) для нахождения лифтеров и операторов в относительной близости от лифтов, в соответствии с нормами обслуживания.

 

Схема обслуживания и осмотра лифтерами операторами лифтов, оборудованных двухсторонней переговорной связью по п. 63.3.16 ПУБЭЛ (ПБ 10-558-02). Вариант 2.

При этом необходимо:

1. Наличие помещений, оборудованных связью(телефонной) для нахождения лифтеров и операторов в относительной близости от лифтов, в соответствии с нормами обслуживания.

2. Эвакуация пассажиров осуществляется лифтовой аварийной службой.

 

Схема обслуживания и осмотра лифтерами операторами лифтов, оборудованных двухсторонней переговорной связью по п. 63.3.16 ПУБЭЛ (ПБ 10-558-02) и дополнительно оборудованных диспетчерским контролем по разделу 13 ПУБЭЛ (ПБ 10-558-03)

При этом необходимо:

Наличие помещений, оборудованных телефонной связью для нахождения лифтеров(операторов) в относительной близости от лифтов, в соответсвии с нормами обслуживания.

 

А такой схема видится некоторым специалиированным по лифтам организациям.

При этом:

1) Полное сокращение лифтеров

2) Ликвидация помещений для лифтеров.